Главная Библиотека Статьи Архитекторы Гавриил Барановский: практик, ученый, романтик

Гавриил Барановский: практик, ученый, романтик

Всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу,

должна быть добросовестно причислена к итогу,

которым измеряются приобретения человеческого духа.

архитектор БарановскийГавриил Васильевич Барановский, как и многие интеллигенты его поколения, был сформирован мировоззрением романтизма, развив его в своем творчестве до нового рубежа – русского модерна. В год его рождения – 1860 – скончался Артур Шопенгауэр, убеждавший современников, что мир смутен, человек окутан слепящими инстинктами, и лишь творческий гений в этом хаосе является путеводной звездой.

Что может быть дальше от мальчика, родившегося в провинциальной Одессе в семье мелкого чиновника? Такое начало жизни, казалось бы, не освещено ни светом героической романтики, ни печатью исключительности... Но тем интересней понимать, как своей судьбой Гавриил Барановский воплощал тип человека модерна, сопрягая глубоко романтическое мироощущение человека искусства с практичностью и рациональностью мастера и ученого.

В 1880 году Гавриил Барановский поступает вольнослушателем  в Академию художеств на архитектурное отделение. Жизнь в столице в то время была неспокойной, социальные проблемы бурно обсуждались, и студенты горячо участвовали в этом. Барановский публично высказал сожаление о казни двух молодых народовольцев, Александра Квятковского и Андрея Преснякова, совершивших неудачное покушение на Александра II. Этого хватило, чтобы он был отчислен с учебы – по политическим мотивам.

елисеевский в петербурге
Торговый дом Елисеевых в Петербурге

Зато через год он поступил на второй курс будущего Института гражданских инженеров, в котором проявил себя очень хорошо. Окончил институт Гавриил Барановский в 1885 году, удостоившись отличных отзывов и серебряной медали за лучший архитектурный проект. Его руководителем и учителем стал Павел Юльевич Сюзор, прославившийся впоследствии одним из ярких и противоречивых образцов модерна – домом Зингера на Невском проспекте, который будет возведен через 15 лет после этого момента.

Первые самостоятельные работы молодого архитектора были малыми: отделка домовой церкви, возведение семейной усыпальницы. А вот первыми заметными работами стали доходные дома на набережной Фонтанки. Хотя зрелые работы Гавриила Барановского относят к модерну, первые его шаги как архитектора были не так определены стилистически. Доходный дом на набережной Фонтанки, 64 отдает дань классическим канонам в итальянском варианте. При этом архитектор использует в качестве декора облицовочный кирпич, керамику, создает выдающийся вынесенный вперед карниз. Отметим, что этот дом одним из первых в Петербурге имел центральное отопление. Трудно определить и стиль соседского дома на Ломоносова 14, возведенного в 1890ые. Довольно ярким стало здание – также доходный дом – на Чернышевом переулке, 14. Два дома выглядят как единый комплекс, хотя это две разные постройки, решенные схожим образом. Здесь используется такой же принцип фасадного декора, хотя еще более пестрый и дробный. Фактически, Барановский застроил целый небольшой квартал, а по завершении доходных домов стал их управляющим. Это позволило ему вскоре стать и владельцем собственного подобного заведения: доходный дом Барановского сохранился на улице Достоевского.

Елисеевский в Санкт-Петербурге
Деталь фасадного декора магазина Елисеевых в Петербурге. Обратите внимание на лиственный молдинг - по эскизам Барановского мы изготовили молдинг М-056 - этот мотив также встречается на здании Венской Сецессии (Австрия).

Как понятно, плеяда доходных домов уже была началом сотрудничества с легендарными братьями Елисеевыми. Но до этих зданий почти 10 лет, которые Гавриил Барановский работал над разнообразными проектами семьи Елисеевых. Кроме доходных домов он проектировал для них особняки, магазины и даже богадельню.  Существует легенда, что такое тесное сотрудничество объяснялось родством – якобы архитектор женился на женщине из этого семейства. Однако сохранившиеся документы не подтверждают этого: в 1889 году Гавриил Васильевич венчался с Е.Б.Кобелевой, и прожил с ней до конца. Правда здесь в том, что брат его супруги действительно работал с архитектором – был его помощником. А заказы от Елисеевых объясняются удачным сотрудничеством и удовлетворявшими их результатами.  Во всей этой работе Барановский показал себя зодчим, последовательно переосмысляющим принципы классицизма в духе модерна. Он использовал новые приемы объемной компоновки, а в здании собственного доходного дома, возведенного в те же годы, новаторски обошелся совсем без украшений, опоясав дом ленточными балконами.

Торговые дома братьев Елисеевых, возведенные в Петербурге и Москве Гавриилом Барановским, стали настоящей творческой удачей этого союза, прославив архитектора и сделав прекрасную рекламу промышленникам.  На пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта стоит здание в стиле раннего модерна, привлекающее внимание огромным витражом со стороны проспекта и утонченным внешним декором. Вход в магазин украшен скульптурами эстонского мастера А.Адамсона с характерным символическим значением: “Промышленность”, “Наука”, “Торговля” и “Искусство”. Внутри здания было три торговых зала, лучшие в Европе погреба для хранения, а на втором этаже – служебные помещения (такие как банк, контора) и даже концертный зал, сдававшийся театральным труппам. Богатство, пышность, даже некоторая вычурность зданий вызывали неоднозначную реакцию современников, и некоторые даже прозвали стиль новых петербургских зданий (как Елисеевский или дом Зингера) – “купеческим”. Но петербуржцы со временем приняли это здание и имена его создателей не затерлись в народной памяти и во времена советских переименований.

елисеевский в москве
Торговый дом Елисеевых в Москве

Второе воплощение этого образа – это московский Елисеевский магазин («Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»), также сооруженный Барановским в стиле модерн за пару лет до этого. Фактически, концепция шикарного, цепляющего внимание покупателей яркой роскошью магазина вначале была “обкатана” в Москве. Елисеевские магазины вошли в плеяду произведений раннего русского модерна наряду с работами Шехтеля, Клейна, Фомина. Так что же такое ранний русский модерн в архитектуре, переосмысливший на пороге 20 века плоды романтизма века минувшего? Это попытка воплотить романтическое видение практических вещей – целостно и предметно. Отказ от диктата формальных идеалов (как в классицизме) в пользу новых удобных решений, внешне имитирующих природные формы; сглаженность углов, новаторские матриалы (камень, железо), и тесная связь здания и его элементов характерны для этого стиля. Интерьер здания модерна не менее важен, чем его общая архитектура, большое внимание уделяется всем формам внешнего декора, отделке лестниц, проемов, дверей. Здесь правит бал идея синтеза всех искусств для выражения единой идеи. Так, заходя в отреставрированный магазин на Тверской, посетитель оказывается почти оглушен изобретательным и ярким декором с большим количеством акцентов – ослепительными люстрами, плиткой, украшением стен. Для романтизма (и модерна в архитектуре) очень важно внимание к национальным корням и их переосмысление – недаром и модерн искусствоведы часто классифицируют по странам. “Наше прекрасное – в самобытном и рациональном”, - сформулировал это сам Г. Барановский. Что-то народное, развесистое есть в интерьере магазинов – будто попадаешь в сказочно-изобильный русский терем (это ощущение создает выбранный дизайн колонн, декор на растительные темы и цветовые решения). 

буддийский храм Барановского
Буддийский храм

В творчестве Г. Барановского “национальную” тему, пусть и в свойственном романтизму колониальном духе, проследить можно. Так, он явился автором здания Русского географического общества (которому, в частности, покровительствовали Елисеевы), возведенного в 1907-1909 годах и сохранившегося по адресу: переулок Гривцова, 10. Это здание отличает использование больших витражей и строгих форм. Примечательно, что металлические стеллажи библиотеки в нем укреплены прямо на фундаменте постройки. Другой знаменитый, и уже по-настоящему экзотический проект Барановского – это Буддийский храм (дацан), возведенный в Петербурге по канонам тибетской архитектуры. Для его создания был создан научный совет, включивший востоковедов-этнографов. Среди них был Николай Рерих – он же изготовил 8 больших витражей с изображениями благих буддийских символов. Это здание, построенное и разработанное под руководством Барановского целым коллективом авторов, соединяет черты северного модерна с восточной архитектурой и явилось одним из самых дорогих буддийских сооружений в Российской империи на тот момент.

Г. Барановский известен не только как представитель русского модерна, но и как систематизатор и общественный деятель. Мы уже упоминали о его преподавании в Институте гражданских инженеров: он также составил свод работ выпускников под названием “Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)”, в 1894-1905 году издавал журнал “Строитель” и способствовал развитию архитектурного сообщества.

дом на Ломоносова, 14
Дом на Ломоносова, 14

Но самую большую известность принесла ему многотомная “Архитектурная энциклопедия второй половины 19 века”, начатая с конца 1890ых годов. До сих пор эта энциклопедия, а особенно седьмой том "Детали" - кладезь идей фасадного декора.

С 1902 по 1908 год вышло семь томов этого труда (востребованный зодчий мог позволить себе работать не “в стол”). Первый посвящен “архитектуре исповеданий”, затем – каталоги общественных зданий (просветительских, управленческих, профессиональных), пространств “зрелищ”, выставок и театров. Четвертый том посвящен “жилищам и службам”, пятый же описывает архитектурные решения улиц, площадей, парков. Два последних тома посвящены фрагментам зданий и деталям. По этой четкой композиции (последовательности) энциклопедии видно, что к ее созданию Барановский подошел как зодчий: положив в основу главные темы – культовые и просветительские сооружения как важнейшие проявления человеческого Духа, он постепенно завершает этот труд “до отделки”, описания самых частных деталей, в которых проявляется архитектурное искусство. При этом очень интересна прямая речь автора, который в предисловии  к труду как настоящий модернист указывает, что  только в 19 веке архитектуре стало присуще “стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени”. Именно это делает проект энциклопедии при всей смиренности выбранного минимально субъективного жанра, тем не менее, очень смелым: описать эволюцию искусства и человеческого духа на языке архитектуры.

русское географическое общество
Витраж в здании Русского Географического Общества

Ведь для Барановского есть отдельный мир духа, создаваемый  творческими личностями, о котором он пишет - “там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, – каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века”. Для истинного человека романтизма занятие искусством, например архитектурой - своего рода канат, на котором человек может удержаться в духовном, состоятся как высшее существо. Удивительно, как Гавриилу Барановскому удалось соединить продуктивность и мастерство – с отстраненной и бережной систематизацией того пути, которые прошли его предшественники и интересом к работе учеников. Сейчас его энциклопедия бесценна для всех тех, кто серьёзно занимается оформлением фасадов, дизайном фасадов.

Кроме этой ипостаси творца и мыслителя, Г.Барановский проявил себя и как чиновник-организатор. Он вообще хорошо находил язык не только с промышленниками Елисеевыми, но и с государевыми людьми: так, первой его работой стала должность при Дворцовой канцелярии, а в конце жизни он принял активное участие и в составлении новой редакции строительного устава Российской империи.

Сейчас невозможно сказать, сколько еще мог бы сделать этот всесторонне развивший свой талант зодчий – увы, в годы гражданской войны он скончался в Петербурге, скорее всего, в лишениях. Он был одним из лидеров русского модернизма и его путь окончился вместе с той пронзительной эпохой, к зрелому периоду которой принадлежал и его гений.

Использованы материалы сайтов wikipedia.ru, jabberwoker.livejournal.com, clubs.ya.ru, walk.spb.ru

 

Галерея фотографий по теме статьи

Здания Г. Барановского

ул. Ломоносова, 14 Московский Елисеевский Буддийский храм Елисеевский в Петербурге Фото доходного дома Барановского Елисеевский в Петербурге: детали Одна из лестниц доходного дома Барановского Елисеевский в Петербурге: фасад Фасад здания Русского Географического Общества Дача Барановского в Келломаки Фото здания Русского Географического Общества Дача Барановского в Келломаки, терраса Фото здания Русского Географического Общества

Архитектурная энциклопедия: отдельные страницы

Фото 1 Фото 2

Дата публикации: 06.09.2013
© Регент Декор