Главная Библиотека Статьи Архитекторы Антонио Гауди: авангардный святой

Антонио Гауди: авангардный святой

Портрет архитектора Антонио ГаудиАнтони Пласид Гильем Гауди-и-Курнет (1852 - 1926) — испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливых архитектурных работ которого возведено в Барселоне. Именно в мастерской его отца (кузнеца, котельных дел мастера), по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Позже своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях Гауди объяснял наследственностью: отец и дед — кузнецы, прадеды — один бондарь, другой моряк — «люди пространства и расположения». Символично, что в дальнейшем архитектор будет отдавать предпочтение форме круга, а также часто использовать морскую тематику.

Он не числился в ряду самых прилежных студентов, однако подготовки и общих познаний в архитектуре оказалось достаточно для того, чтобы за учебный проект арочных ворот для кладбища Гауди получил оценку "чрезвычайно хорошо". Любопытно, что религиозная тематика пронизывала весь творческий путь архитектора, который вернулся под крыло католической церкви после нескольких атеистических лет.

Еще в годы учебы профессора отмечали прихотливый, а зачастую и откровенно капризный характер архитектурной музы Гауди. Так порой самые неожиданные вещи могли стать основой для чертежей. В начале 20-го века люди с удивлением взирали на повозку, ставшую зданием и яйцо, ставшее балконом...

Дом Висенса в Барселоне
Дом Висенса

Творчество Гауди находилось в фокусе нескольких архитектурно-дизайнерских трендов: авангардизм покончил с классической строгостью, неоготика развернула молодого архитектора к средневековью, переусложненность орнаментальной "плетенки" уже предвосхищала стиль Ар Нуво (модерн), а глубокая любовь к органическим, природным формам открыла целые горизонты новых образов.

В ранние годы Гауди осуществляет архитектурное решение каскада в парке Цитадель, оформление фонарей площади Реаль, проект рабочего квартала и фабричного здания кооператива "Ла Обрера Матароненсе". Архитектор еще не работает самостоятельно, вместе со старшими коллегами участвует в решении преимущественно социальных и урбанистических задач, которые, впрочем, останутся актуальными и в дальнейшем.

Одним из первых крупных заказчиков молодого Гауди был хозяин производства кирпича и керамической плитки, Мануэль Висенс. В 33 года Гауди закончил строительство летней резиденции Висенса. С удовольствием применяя производимые заказчиком материалы, Гауди построил пёстрый дом, густо украшенный плиткой, что отдавало дань делу жизни заказчика.

С 1883 по 1900 годы начинается "зрелый Гауди". Эксцентричный творец начинает работать над самым известным своим произведением - собором Саграда Фамилия (1884-1926, не закончен) - и знакомится с графом Эусеби Гуэль-и-Басигалупи - промышленником и меценатом, который становится его главным заказчиком. Усадьба и Дворец Гуэль (1884-1887, 1886-1891) - динамическое развертывание объемов в пространстве. Оригинальные вертикальные, пластические, почти статуарные акценты, сочетание разнообразных орнаментальных мотивов, декоративные функции цвета, соединение кирпича и керамики - наиболее яркие приметы стиля усадьбы. Интерес к арабской архитектуре сочетается со способностью уйти от копирования, насытить стилизацию оригинальной игрой мотивов. Епископский дворец в Асторге (1887-1893), Каза де лос Ботинес в Леоне (1891-1894), школа монастыря св. Терезы (Коллегио Терезиано) (1888-1890) - авангардный диалог с готикой. Выделяются чистота линий, строгий ритм колонн и арок, эстетически изысканное сочетание цветов и материалов.

Саграда Фамилия
Церковь Саграда Фамилия

Закончив первые здания для Гуэля, Гауди стал знаменитым архитектором. Вскоре его стали называть самым модным архитектором Барселоны, строить у него было престижно, но дорого: при проектировании зданий Гауди меньше всего думал об экономии. Творческий путь Гауди – это редкое стечение обстоятельств: архитектурного гения и достаточной концентрации думающей буржуазии, готовой тратить состояния на архитектурные эксперименты мастера.

Вместе с тем, нельзя сказать, что люди принимали все здания Гауди с восторгом. Больше всего критики сыпалось в адрес многоквартирного жилого дома Мила (построен в 1910 году, Гауди на тот момент было 58 лет). Серый дом без углов и прямых линий, шестиэтажная масса, доминирующая на одном из основных перекрёстков нового, дорого и ярко декорированного квартала Эшампле вызывала массу негодования. В народе этот дом прозвали «Каменоломня». Квартиры этого жилого дома были спроектированы по спирали и продуманы для максимального удобства жителей. Несмотря на недовольство современных Гауди горожан, сейчас этот дом включен в список наследия Юнеско и квартиры в нём – это самые дорогие квартиры Барселоны.

В 1883 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны - Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства). По сей день Саграда Фамилия не может называться собором, поскольку не является главным храмом города; в связи с этим, Саграда Фамилия, начатая как будущий собор, до настоящего времени может называться только церковью. Гауди отдает Саграде Фамилии все творческие и духовные силы. Храм строился по образцу готических соборов. Глубокий символизм готической архитектуры соединяется здесь с личной символикой и религиозными переживаниями архитектора. Храм должны были венчать 12 башен - 12 апостолов, - шпиль над средокрестием - символизировать Христа, вертикаль над апсидой - Богоматерь. Зодчий строил собор с  того момента, когда ему был 31 год, когда он получил заказ, до своей смерти – в общей сложности 43 года. Гауди успел возвести крипту, часть стен, фасад Рождества. Образ храма складывается из оригинальной трактовки готических архитектурных элементов, контраста между рационализмом структуры и барочной пышностью фасада (плоскости стены растворяются в буйстве растительного орнамента, скульптуры, зооморфных форм), выразительности фактуры материала.

Эль Капричо архитектора Гауди
Эль Капричо (Каприз) - загородный дом,
построенный Гауди для Гуэля

Говорят, что Гауди, когда его спрашивали, сколько времени займет возведение собора Саграда Фамилия, отвечал: "Мой клиент не торопится".

В 1900-1917 годы оригинальный стиль Гауди достигает своего пика. Реализуются проекты Колонии Гуэль (1898-1915) и парка Гуэль (1900-1914). Оба проекта были выражением социальных идеалов, разделяемых Гуэлем и Гауди. К 1926 году архитектор завершает фасад Рождества Саграда Фамилия. Его порталы посвящены трем христианским добродетелям: Вере, Надежде, Любви. Фасад украшен сценами из жизни Богоматери и детства Христа. По замыслу Гауди, это должен был быть самый радостный и лёгкий фасад, с чистыми светлыми образами. Поразительная насыщенность скульптурной пластики и продуманность вложенных друг в друга композиций объясняет, почему Гауди трудился над этим фасадом восемь лет. Это единственный законченный архитектором фасад. Остальные два - фасад Страстей и Славы - Гауди успел только продумать. Тогда как фасад Страстей, который должен был довольно жёстко повествовать о распятии и страданиях Христа, был прорисован Гауди, то фасад Славы сохранился только в набросках. Дополнительным осложнением для архитекторов, продолжающих строительство, является тот факт, что пожар 1936 года унёс многие наброски и чертежи архитектора. В любом случае, строительство с момента начала и по сей день ведётся исключительно на частные пожертвования; кроме того, Саграда Фамилия стоит на участке земли, не принадлежащем церкви, и не курируется епископом. То есть, это - полностью народный проект.

Жизнь Гауди оборвалась трагически: по дороге в церковь он попал под трамвай. Гауди был довольно рассеянным, с годами углублённость в свои мысли стала ещё сильнее. Сбитого трамваем старика никто не хотел везти в больницу: одет он был бедно, выглядел неопрятно. Спустя три дня после несчастного случая Гауди умер, и был похоронен через два дня в недостроенном им соборе Саграда Фамилия. Многочисленные поклонники его творчества неоднократно обращались к Папе Римскому с просьбой о канонизации гениального архитектора. Католическая церковь, однако, не торопится причислять Гауди к лику святых, потому что для этого необходимо наличие чудес, связанных с канонизируемым. Поклонники Гауди на это отвечают, что Саграда Фамилия – это чудо, воплощённое в камне.

Для написания статьи были использованы материалы с сайтов http://dark.gothic.ru, ru.wikipedia.org.

Галерея фотографий по теме статьи

Дом Мило, или "Каменоломня"

Дом Мило, главный фасад Детали интерьеров первых жителей дома Крыша и внутренний двор Крыша Мебель по эскизам Гауди Детали интерьеров первых жителей дома Детали интерьеров первых жителей дома Чердак Внутренний двор

Саграда Фамилия

Детали интерьера Фото стройки времён Гауди Общий план руки Гауди Фасад Рождества, детали Фасад Рождества, детали Фасад Рождества, детали Фасад Рождества, детали Потолок храма

Различные здания Гауди и их детали

Дом-музей Гауди на территории парка Гуэля Дом Баттло, кровля Дом Висенса, детали фасада Дом Висенса, детали фасада Парк Гуэль, детали Эль Капричо, капитель колонны Парк Гуэль, главная лестница Дом Баттло ("Ящерица")

Дата публикации: 23.07.2012
© Регент Декор