Главная Библиотека Статьи Архитектурные стили Стиль ампир: региональные разновидности

Стиль ампир: региональные разновидности

венский ампир, венский классицизмСтиль ампир (см. ампир в нашем словаре и библиотеке), сложившийся в архитектуре, живописи, скульптуре и т. д. во многих странах Западной Европы, а также в России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. С приходом стиля ампир искусство становится более масштабным, монументальным. Вместо изысканной тонкости стиля Людовика ХVI приходят излишняя помпезность и даже пафос. Избыточность декоративных элементов ампирных зданий возможно сравнить с перенасыщенностью, свойственной барокко. 

  
Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевствам, буржуазии и империям. На первом этапе классицизм был «королевским стилем», затем его более строгие  и лаконичные формы  служили идеям буржуазной революции. На завершающем этапе те же классицистические формы, но уже значительно переработанные в сторону большей парадности, внешней эффектности и величия, используются исключительно для прославления императора и его империи.
 
Само слово «ампир» произошло от французского слово empire – империя. Эта поздняя (или, по архитектурной терминологии, высокая) форма классицизма. Для истории архитектуры, как и других социальных явлений, свойственно доведение популярной идеи до верхней точки, после которой общество к этой идее охладевает. Так случилось с барокко, выродившееся в рококо, и та же тенденция видна в динамике развития классицизма, трансформировавшегося в ампир.
 
Основным двигателем создания этой версии классицизма стал Наполеон Бонапарт. Необходимость прославления собственной политической и военной мощи привела к появлению массы излишеств на привычном классическом каркасе зданий. Обилие колонн, пилястр, рустовок, тяжёлых карнизов для членения фасада; большое количество барельефов на эпические военные темы; фронтоны с надписями на латыни (призванные поставить Наполеона в один ряд с римскими императорами), квадриги на декоративных триумфальных арках; воспроизведение греческой и римской фасадной скульптуры (грифоны, атланты, львы…) – это лишь некоторое описание фасада в стиле ампир. Интерьер характеризовали симметричные узоры, золочение и роспись в трёх цветах французского флага (синий, белый, красный). Как для интерьера, так и для фасада свойственна театральность.
 
В России ампир существенно отличался от европейского. Для Русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности форм, сдержанного великолепия лепного декора.
Русский ампир, отразивший национальный подъем  времени Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотизма и воинской славы. 
 
Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов.  
 
Одним из основных образцов русского ампира является  кафедральный Исаакиевский собор,заказанный Александром I начинающему французскому архитектору Огюсту Монферану и построенный в 1819-1858 гг.по его проекту. Необходимо отметить, что в России ампир имеет два варианта – так называемые перербургский и московский ампир. Московские архитекторы меньше, чем петербургские столичные, отступали от классических традиций. Для петербургского варианта была характерна большая помпезность, имперская выразительность и сюжеты на военную тематику. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.
 
К середине ХIХ века необходимость прославления военной мощи стала менее актуальной. Ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого. 
 
венский ампир, венский классицизмОднако, в Австрии и Германии ампир получил новое развитие именно в середине 19го века. Австрийский и немецкий ампир представляет собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике. 
Стиль Цопф (нем. Zopf Stil – «косичка») - историко-региональный стиль классицизма.
Иногда стиль Цопф рассматривают в качестве предтечи австро-германского Бидермейера. Бидермейер существенно повлия на застройку центра Вены: тогда как в середине 19 века во многих европейских странах уже господствовала эклектика, то Вена, активно перестраивающаяся, лишённая крепостных стен и снабжённая двумя кругами бульваров, выстроена в едином порыве романтического ампира (Бидермейера).
 
Удивительно то, что несмотря на «старомодность» применяемого в застройке Вены ампира, австрийские архитекторы во многом руководствовались принципами удобства архитектуры для человека, что привело к разработке и применению многих архитектурных и декоративных решений, появившихся в остальной части Европы только со стилями модерн (ар нуво) и ар деко. Цели удобства служила и мебель, постепенно с развитием Бидермейера растерявшая все непрактичные декоративные элементы. Такая интересная трансформация ампира объясняется прежде всего тем, что если в изначальном варианте это был официальный, государственный стиль, то в Австрии задача государственной застройки сочеталась с целями бытового удобства буржуазии.
 
Таким образом, от Наполеоновского ампира через русский ответ Наполеону мы пришли к первым весточкам от стиля модерн: ведь социальная обстановка в обществе ставят задачи, которые решаются, в том числе, и архитектурой.
 
Последний отголосок стиля ампир – это, конечно же, сталинская архитектура 30х – 50х гг XX века. О ней мы уже писали в одной из недавних статей. Эта удивительная поздняя форма ампира характеризуется воспроизведением имперской мощи зданий при использовании принципиально иных изобразительных сюжетов: на замену древнегреческий и римской сиволике пришли композиции социлистического реализма.
 
Сегодня все декоративные тонкости и отличия стиля ампир, будь то растительные элементы стиля Цопф, торжественные венки русского ампира, или яркие цвета наполеоновского флага, можно воспроизвести для решения архитектурных задач Вашего фасада, благодаря лепному декору из полиуретана.
 
При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы сайтов wikipedia.ru, mini-spb.ru/guide, slovari.yandex.ru, allday.ru, а также авторские фотографии.

 

Ампир австрийский и русский

Вена: фасады

Вена: детали

Русский ампир

Драматический театр Одессы построен венскими архитекторами Триумфальная арка, Москва Особняк на Остоженке, Москва Дворцовая площадь, Санкт-Петербург Александринский театр, Санкт-Петербург

Дата публикации: 15.08.2012
© Регент Декор