Главная Библиотека Статьи Архитекторы Бартоломео Растрелли: архитектор дворянской монархии

Бартоломео Растрелли: архитектор дворянской монархии

Растрелли, БартоломеоИтальянец по происхождению, Растрелли в своём творчестве выразил русскую культуру середины 18 века наиболее полно и ярко. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцовых ансамблей. Растрелли превратил Петербург из города-порта и города-крепости в город дворцов.

Блеск дворца должен был отражать не только пышность царского двора, но и славу империи. Растрелли сам писал об этой второй задаче: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской» (1759 г).

Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе.
До сих пор непонятно, учился ли Растрелли архитектуре, и если да, то где он учился. Его отец, литейщик и скульптор, дал сыну основы архитектурного образования. Далее историки архитектуры расходятся в мнениях относительно того, где он продолжал образование: во Франции, в Италии или в Германии. Спор не решён именно потому, что творчество Растрелли показывает знакомство архитектора со всеми архитектурными достижениями современной ему Европы. Основной особенностью построек Растрелли является сочетание телесности в понимании объёмов (свойственной барокко и южной Германии) с жёсткостью прямолинейных планов (напоминающих французский классицизм). Рококко появляется у Растрелли только в малых архитектурных формах.

Первая крупная работа Растрелли – Третий Зимний дворец, построенный для Анны Иоановны (1733 – 1736) – ансамбль зданий, образующий каре вокруг внутреннего двора. Этот дворец не сохранился, о внешнем виде можно судить только по гравюрам М.И. Махаева.

Деревянный Летний дворец строился по заказу Анны Леопольдовны; во время строительства (1741-1744) произошёл переворот, и хозяйкой его стала Елизавета Петровна. Это был огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной с большим зелёным лабиринтом, банями. В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице.

Дворец постоянно достраивался соответственно желаниям царицы, которая очень любила Летний дворец. Композиция ансамбля была построена на том, чтобы, с одной стороны, создать необходимую для дворца дистанцию, отделив его от шума города и от «подлого» народа (по тогдашней терминологии), а с другой, открыть дворец для приёмов знати и иностранных послов.

20 сентября 1754 г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину. Катастрофическое наводнение в сентябре 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада. Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. По повелению Павла I в феврале 1796 г. «за ветхостью» (комплексу было менее 60 лет) елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению Михайловского (Инженерного) замка.

Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин)
Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин)

Тот же принцип усадебной композиции Растрелли применяет и в других постройках: в Аничковом дворце, который он достраивал после умершего Земцова, во дворце Бестужева на Каменном острове (1743 – 1745), во дворце Воронцова (1746 – 1750). Дворец Воронцова сохранился, и возможно по нему и Петергофскому большому дворцу составить представление о лепном декоре, который Растрелли использовал на раннем и среднем этапах своего творчества. Здесь ещё нет пышности Зимнего дворца. Фронтонами покрыты только средние части ризалитов, что подчёркивает чистую декоративность фронтона. Дополнительную декоративность фронтону придают раскреповки, благодаря которым обогащается игра светотени.

В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой Царскосельский дворец (Большой Екатерининский дворец), поскольку посчитала имеющееся здание слишком тесным, и за четыре года был построен пышный дворец с 325-метровым фасадом. Вертикальные и горизонтальные членения фасада Растрелли обеспечил сильно выступающим карнизом над первым этажом и колоннами, объединяющими второй этаж с верхним. Для этого дворца Растрелли использует много скульптурной лепки, которую ему позволяла штукатурка, принятая в петербургском строительстве.  Кариатиды поддерживают колонны и обрамляют окна, скульптурные наличники окон вверху, под карнизом, переплетаются в сплошную волнообразующую ленту орнамента. Первоначально все скульптурные украшения были золочёными.

Для Растрелли было характерно продолжение старой русской традиции двуцветной окраски зданий: чаще всего он применял лазурный, бледно-фисташковый и бледно-оранжевый тона для стен. Золочение вносило дополнительную пышность в традиционную двуцветную окраску.

В дворцовых церквях Растрелли применял всё те же приёмы, что и при оформлении дворцовых залов, с той лишь разницей, что роль купидонов там выполняли херувимы. Иконостасы богато декорируются витыми колоннами, разорванными фронтонами и множеством статуй.

 

Андреевский собор в Киеве
Андреевский собор в Киеве

Эрмитаж (1743-1754) восьмиугольной формы сохранился до наших дней практически полностью лишённый скульптуры. Богатейшая фасадная лепнина – пучки колонн с маленькими лучковыми фронтонами, сложные купола, скульптура – всё это было призвано произвести максимальное впечатление на смотрящего.
Строгановский дом и Четвёртый Зимний дворец представляют собой не усадебные, а городские постройки прямоугольного типа с внутренним двором. В отличие от Строгановского дома, где было достаточно пластической декорации фасада, огромное здание Зимнего дворца потребовало более сложной работы.

Четыре фасада Зимнего дворца пышны и величавы: Растрелли не забывал, что они должны быть видны с большого расстояния. Чтобы создать разнообразие растянутых фасадов и в то же время подчинить их единому центру, Растрелли собирает в пучки колонны, помещая их через каждое окно, а затем ставит их через 2-3 окна. Таким образом создаётся сложный ритм. Маски, украшающие наличники окон, разнообразны: их 11 типов. Чаще всего скульптурные украшения сдерживаются формой наличника.Смольный монастырь (с 1748 г) строился Растрелли под личным надзором Елизаветы Петровны, которая собиралась в конце жизни удалиться туда на покой. Монастырь представляет собой типичную усадьбу, по своей пышности не уступающей дворцовым усадьбам – только роль дворца выполняет собор.
Растрелли стал первым перербургским архитектором, творчество которого перешло за пределы столицы. Он строил в Москве; по его чертежам многое строилось местными архитекторами (например, Андреевский собор в Киеве).

В 60-х годах в моду вошёл классицизм, и слава Растрелли несколько потускнела. В 1762 году он уехал в отпуск в Италию, в 1763 – уволен с царской службы. Последние годы своей жизни он доживал у герцога курляндского Бирона, которому он построил Рундальский дворец ещё в 30е годы, и занимался внутренней отделкой дворца.

Феномен Бартоломео Растрелли заключается в том, что он, человек, родившийся и выросший в Европе, нашёл стиль, наиболее полно выражающий культуру русской дворянской монархии эпохи её высшего расцвета. Влияние Растрелли на современных ему и последующих архитекторов было огромно; и сейчас Зимний дворец – это наиболее запоминающееся здание Санкт-Петербурга.

При написании статьи были использованы материалы сайта wikipedia.org и научные труды Н.Н. Коваленской.
 

Наиболее известные дворцы Бартоломео Растрелли

Большой Петергофский дворец Большой Екатерининский дворец Летний дворец Елизаветы Петровны (построен в 1741, снесён в 1797) Зимний дворец Рундальский дворец в Латвии Дворец Строгановых в Петербурге Пажеский корпус (бывший Воронцовский дворец) в Петербурге

Дата публикации: 07.07.2011
© Регент Декор