Главная Библиотека Статьи Архитекторы Федор Шехтель: гений русского модерна.

Федор Шехтель: гений русского модерна.

Портрет Федора Осиповича Шехтеля

Федор Осипович Шехтель (1859-1921) – несомненно один из самых заметных российских архитекторов на рубеже XIX- XX веков. Первый мастер модерна, большинство творений которого находятся в Москве, где зодчий провел большую часть своей жизни. Он строил особняки, загородные дома, театры, вокзалы, банки, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, создавал уникальные интерьеры, и каждый его проект открывал новые грани его таланта. В своём творчестве Шехтель использовал разные стили и с легкостью переходил от одного к другому, как этого требовала изменчивая мода тех времен.

Будущий архитектор родился 26 июля (7) августа в семье инженера-технолога, потомка немецких переселенцев. Его прадед приехал из Баварии в Россию во времена правления Екатерины II. Семья жила в Петербурге, где Осип (Иосиф) Осипович, отец семейства, окончил Санкт-Петербургский технологический институт. Сыну при рождении дали имя Франц-Альберт, как называли многих мужчин в роду Шехтелей, которое он впоследствии, приняв православие, сменил на имя Фёдор (как мы и будем называть его далее в тексте, чтобы избежать путаницы).

В 1864 году семья переехала в Саратов, где было фамильное дело братьев Осипа Шехтеля. Благосостояние семьи обеспечивали фабрики, крахмальный завод и местный театр, пожар в котором, возможно, и стал впоследствии причиной ранней смерти Осипа Осиповича.

В Саратове Фёдора окружала пышная атмосфера праздников и живой, многоликий мир театра. Известность семьи, развлекательные мероприятия, устраиваемые в Саратове в те годы, все это не могло не сказаться на характере будущего зодчего, яркого и жизнерадостного человека. Редкая затея обходилась без участия «всем нам известного» Франца Шехтеля (дяди будущего архитектора), а его увеселительный сад «Шехтель», в котором помимо увеселительных мероприятий и фейерверков проводились ещё и театральные представления, и вовсе был излюбленным местом отдыха широких слоев населения города.

В 1867 году в жизни семьи происходит череда трагических событий. Отец Фёдора умирает от простуды, полученной при пожаре в театре и переросшей в острое воспаление легких. Вскоре умирает и дядя Франц. Финансовое положение семьи очень сильно ухудшается. Трудности были столь значительны, что вдова Осипа Шехтеля, Доротея Карловна, вынуждена была отдать на усыновление двух младших детей, а сама переехать в Москву, где она по протекции своего родственника Тимофея Ефимовича Жегина, гласного Саратовской городской думы и хорошего приятеля Павла Третьякова, основателя известной галереи, устроилась экономкой к нему в дом.

Летом 1875 года переезжает в Москву вдова Жегина и двоюродная сестра Шехтеля Екатерина Францевна. Примерно в то же время в Москву перебрался и сам Федор. Как он вспоминал позднее, он уехал из Саратова «лет шестнадцати». К тому времени он окончил полный курс наук 4-х классов приготовительного училища при Саратовской католической семинарии. Федор также поселился в доме у Третьякова, где затем познакомился со свояком семьи А. Каминским, ведущим московским зодчим, с которым Шехтель впоследствии вместе работал.

Шехтель писал: «Профессии не выбирал – было решено давно: конечно же архитектурное отделение училища живописи, ваяния и зодчества. Однако и работал: не птица Божия – кормиться надо. Жалею: был отчислен за плохую посещаемость. Зато у Каминского, Чичагова, Терского работал. С 24 лет самостоятельно». Шехтель остаётся без диплома, что не позволяет ему самостоятельно воплощать в жизнь свои архитектурные проекты, и он увлекается работой художника, делает иллюстрации, оформляет книги и журналы, рисует театральные афиши, обложки для нот, виньетки. По его эскизам был оформлен сборник Чехова «Пёстрые рассказы и обложка «Записок охотника» Тургенева. Свои работы поначалу Шехтель подписывал псевдонимами «Ф. Ш.» или «Финь-Шампань».

В 1882 году Федор Осипович поступил на службу к театральному режиссёру и антрепренёру Михаилу Валентиновичу Лентовскому. И даже эта работа, в качестве театрального художника, вплотную переплеталась с архитектурой. Он участвовал и являлся исполнителем режиссерских идей Лентовского. Самой заметной работой был открытый театр «Антей», построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле в Москве (1883-1886). Также по проектам Шехтеля для Лентовского сооружались галереи и театры в парках, открытые эстрады, павильоны. В Санкт-Петербурге Шехтель построил для него театр «Ливадия» и ресторан «Кинь-Грусть» в «китайском» стиле.

В августе 1883 года журнал «Осколки» напечатал рецензию на альбом «Весна-Красна», посвященный одноименному грандиозному торжественному шествию, устроенному Лентовским на Ходынском поле по случаю коронации Александра III. «Альбом со всех сторон русский, но дело, надо полагать, не обошлось без вмешательства западных держав», — писал журналист Рувер, — «Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто сей? Знаю я всех московских художников, плохих и хороших, но про Ф. Шехтеля не слыхал. Держу пари на 5 рублей (кредитными бумажками), что он иностранец».

Под псевдонимом Рувер скрывался 23-летний журналист Антон Чехов, а фраза насчет «иностранца» была использована, дабы опровергнуть привычку журналистов писать о друзьях хорошо. Знакомы Шехтель с Чеховым были уже семь лет. Их свел брат писателя Николай, однокашник архитектора, а причин подружиться у них хватало.

Примерно в те же годы Федор Осипович работал помощником декоратора Большого театра К.Ф. Вальца – непревзойденного мастера, сказочных превращений и метаморфоз, «мага и волшебника», как его называли, прославившегося постановками, представлявшими красочные, поражающие зрелища. Шехтель создавал костюмы и декорации по заказу Вальца. Однако эти свои работы он не очень ценил, по воспоминаниями театрального деятеля и режиссёра, племянника Шехтеля Н. А. Попова: « очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и раздавал их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно…».

Диплома Шехтель по-прежнему не имел, следовательно, и крупных проектов не было. Первая самостоятельная работа Шехтеля – дом фабриканта Щапова, который был построен в 1878 году (по иным данным в 1884), на углу Немецкой (Бауманской) и Денисовского переулка, была официально приписана Каминскому, под началом которого работал Федор Осипович.

В 1893 году судьба улыбнулась Шехтелю. Один из самых влиятельных российских промышленников Савва Морозов пригласил архитектора построить дом. Получивший высшее образование в Кембриджском университете (Великобритания) предприниматель остановил свой выбор на проекте, выполненном в стиле английской готики, предоставив для оформления интерьеров архитектору неограниченные финансовые возможности. Федору Осиповичу выпала редкая удача максимальной самореализации, которую он сумел использовать в полной мере. К работе над оформлением этого дома, архитектор пригласил мало известного тогда М. Врубеля, который украсил дом скульптурами и витражами на тему Западного Средневековья, а одну из гостиных тремя панно.

После завершения работ над домом С. Морозова Шехтель сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом, дающий право производства строительных работ.

В доме, который Шехтель строил для другого Морозова, Ивана Викуловича, в Подсосенском переулке, автор создал готический кабинет Фауста, также украшенный Врублевскими панно и скульптурами химер. На лестнице в библиотеку сидел деревянный карлик с раскрытой книгой, в которой на латыни было написано «Жизнь коротка, искусство вечно», что стало девизом архитектуры Шехтеля.

На деньги от проекта для Саввы Морозова, Шехтель смог построить свой собственный дом в Ермолаевском переулке. Архитектор выполнил дом в романском стиле на манер средневекового замка с круглой и гранеными башнями. Над входом были выложены золотистой мозаикой дата постройки «96», инициалы жены «S N» и изображение ирисов.

Работа над особняком Саввы Морозова сделала Шехтеля популярным, одним из самых востребованных архитекторов. За Морозовым потянулись и другие.

Лестнца особняка С.П.Рябушинского
Лестнца особняка С.П.Рябушинского

Степан Павлвич Рябушинский, предприниматель и меценат, и один из братьев основателей первого в России автомобильного завода АМО (ныне ЗИЛ) в 1900 году приобрел участок земли на Малой Никитской, недалеко от особняка Саввы Морозова. Хозяин пожелал, чтобы дом не примыкал к улице, и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. В этом проекте архитектор полностью отказался от исторических мотивов и создал здание, уподобленное миру природы.

Обилие контрастов и противоположностей, огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой – этот проект стал одним из символов московского модерна и визитной карточкой самого Шехтеля. Он как архитектурно-философское определение модерна раскрывал Шехтеля-мыслителя.

На Международной выставке в Глазго в 1901 г. Шехтелю поручили проектировать российские павильоны, в которых было творчески переработано наследие древнерусской архитектуры. В четырех павильонах архитектор преобразил свойственные для русского севера формы деревянных церквей и жилых домов в гротескный лубочный городок, напоминавший скорее театральные декорации к русским народным сказкам. Такое впечатление производили постройки, казавшиеся, при всей своей основательности и конструктивной прочности картонными домиками, среди которых вот-вот начнется какое-то захватывающее действие. Работа стала ярким образцом неорусского направления в модерне. За этот проект Шехтелю в 1902 г. было присвоено почётное звание академика архитектуры.

Стиль и гротескные формы павильонов в Глазго архитектор продолжил развивать в здании Ярославского вокзала, который был перестроен в 1902-1904 годах. Здесь также была воплощена тема Русского Севера, его природы и зодчества, поскольку Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями и Белым морем. Все в этом строении как будто было призвано напомнить зрителю о нетронутых богатствах недр и красоте природы, об историческом прошлом. Объемная композиция, сложный силуэт здания, украшенный керамическими панно, выполненными в абрамцевской мастерской, декоративная лепнина – всё это было стилистическим воплощением гения зодчего. Ярославские журналисты писали об обновленном вокзале: «Нечто свое, стоящее того, чтобы показать иностранцам».

Будучи с детства поклонником театра, Шехтель в 1902 г. отложив все заказы, безвозмездно перестроил старое здание Московского Художественного театра и выполнил внутреннюю художественную отделку. Зрительный зал, сочетающий в своем оформлении контрастирующие темный низ и светлый верх, роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах, бледно-розовые фонарики на стенах и люстра из таких же фонариков на потолке, сцена, система освещения и театральная мебель из темного дуба – все это было спроектировано Шехтелем. Также именно его идеей была белая чайка, парящая над волнами, напоминание о МХАТовской постановке пьесы Чехова, с которым архитектор был давно дружен.

В 1907-1909 годах Шехтель работал над проектом типографии П.П. Рябушинского «Утро России», в котором соединил приемы модерна с идеями рационализма. В таком же стиле были построены и дом Московского Купеческого Общества, и банк «Товарищества мануфактур» П.М. Рябушинского на Биржевой площади.

Здание издательства 'Утро России'
Здание издательства 'Утро России'

Шехтель переходит от условности к «правде конструкции», однако он остается верен историческому началу архитектуры, как и во времена позднего модерна. Неоклассическое направление модерна будет воплощено Шехтелем в третьем и последнем своем доме на Большой Садовой, построенном в 1910 году. Проект является символическим утверждением истоков архитектуры, исторических основ.

И вроде все уже было пройдено, все сотворено, но духовная вершина творчества Шехтеля была впереди. Он строил и храмы. В 1896 году перед коронацией Николая II он декорировал площадь Тверской заставы в неорусском стиле и через несколько лет возвел при храме Василия Кесарийского Никольскую часовню в память о бракосочетании Николая II с Александрой Федоровной.

В 1915 году урожденный Франц Альберт Шехтель принял православие под именем Федор и на следующий год создал, как он сам считал, свое лучшее творение – деревянный храм Николая Чудотворца в «Соломенной Сторожке» в Петровско-Разумовском. Его давний приятель, полковник Тульской пешей дружины Алексей Мозалевский, попросил построить приходской храм для своих подчиненных. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Однако технология строительства значительно отличалась от традиционной: храм построен по каркасной системе, то есть не из бревенчатых венцов, а обшим тесом с двух сторон брусьев.

Революция стала закатом Шехтеля, как архитектора. В советской России модерн, как проявление буржуазии, не был востребован. Особняки, возведенные им, национализировались, передавались во владение различным ведомствам, а сам мастер, хоть и сочинял новые проекты, остался не у дел. По его проекту был возведен только павильон Туркестана на предшественнице ВДНХ, Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года в Нескучном саду.

Среди неосуществленных проектов Шехтеля мавзолей В.И. Ленина, который был возведен по проекту Щусева, победившего в отборе, памятник Двадцати шести Бакинским комиссарам, Днепрогэс, Болшевский оптический завод, по заказу Главстекла и поселок при нем.

С 1906 по 1922 год Федор Осипович был бессменным руководителем Московского архитектурного общества, а с 1922 года стал его почетным председателем. Он около 30 лет преподавал в Строгановском училище, а позднее во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские).

Последние годы жизни мастера были очень тяжелыми. Несмотря на его заслуги, на огромный вклад в культурное наследие страны, архитектора с семьей выселили из дома на Большой Садовой, а сам особняк был национализирован. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, Фон Дервизам и остался нищим, – писал Шехтель в письме издателю И. Д. Сытину. – Глупо, но я – чист». В письме он просил Сытина распродать свою великолепную коллекцию живописи и скульптуры, – «… в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына».

Последние годы он прожил в коммуналке у своей дочери Веры. Умер Фёдор Осипович 7 июля 1926 г., не дожив до своего 67-летия.

Русский модерн стал частью истории, но его символы, его дух, живы до сих пор. Атмосфера старых арбатских переулков, Пречистенка, Поварская, Мясницкая улица, хранят в себе память и образы эпохи, атмосферу того времени. Проекты, рожденные великими умами, никогда не потеряют своей индивидуальности, черты истинного искусства всегда актуальны и не могут оставить никого равнодушным. При всей своей «старости» эти произведения архитектурного дела, всегда выглядят свежо и актуально в своем изяществе.

Для написания статьи были использованы материалы с сайтов http://www.vedomosti.ru/ ; http://www.moscow.org/; http://www.bibliotekar.ru/; а также материалы журнала Тектоника: Мушта А. Шехтель: саратовские странички

Галерея фотографий по теме статьи

Особняк Саввы Морозова (ныне дом приемов МИД РФ)

Особняк Саввы Морозова. Фасад. Особняк Саввы Морозова фасад. Особняк Саввы Морозова(дом приемов МИД РФ) Особняк Саввы Морозова(дом приемов МИД РФ) Особняк Саввы Морозоваю Лестница. Особняк Саввы Морозова. Интерьер. Особняк Саввы Морозова. Интерьер. Особняк Саввы Морозова.Отделка потолка. Особняк Саввы Морозова. Зал. Особняк Саввы Морозова. Зал с камином.

Осоюняк Степана Рябушинского

Осоюняк Рябушинского. Интерьер. Осоюняк Рябушинского. Капитель. Осоюняк Рябушинского. Интерьер. Осоюняк Рябушинского. Интерьер. Осоюняк Рябушинского. Лестница. Осоюняк Рябушинского.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал. Ярославский вокзал. Фото старой Москвы.

Дата публикации: 04.10.2012
© Регент Декор