Главная Библиотека Статьи Архитекторы Братья Веснины: творческий союз в основе конструктивизма

Братья Веснины: творческий союз в основе конструктивизма

Леонид Александрович Веснин (1880—1933)

Виктор Александрович Веснин (1882—1950)

Александр Александрович Веснин (1883—1959) 

Братья Веснины  - это творческий коллектив, который внёс большой вклад в развитие архитектуры, созданные ими совместные проекты стали классикой советского авангарда, они повлияли на творчество целой плеяды замечательных архитекторов – как через свои проекты, так и непосредственно делясь опытом со своими студентами. Веснины – одни из ключевых фигур архитектурного течения конструктивизма.

Получилось так, что будучи братьями, они прекрасно сработались и дополняли друг друга: Александр Веснин был художником и его эксперименты с формой как художественным средством были основой стиля как «бригады Весниных», так и всего конструктивизма. У Виктора Веснина был большой опыт промышленного строительства, и проработка проектов с точки зрения функциональности была его заслугой. Леонид Веснин также имел большой опыт в архитектуре, он много проектировал жилые комплексы, также стоит отметить, что будучи частью творческой группы, определившей лицо конструктивизма, сам Леонид Веснин не входил ни в какие объединения, то есть официально к советскому авангарду не принадлежал. Также братья осуществляли некоторые свои проекты отдельно друг от друга, иногда даже в соавторстве с другими архитекторами, тем не менее традиционно их принято рассматривать как одну творческую единицу, в том числе и потому, что сами братья никогда не спорили из-за степени участия каждого из них в том или ином проекте, а иногда и вовсе не подписывались под проектом, в котором принимали участие, если заказ был получен только одним из братьев.

архитекторы братья Веснины, конструктивизм в архитектуре, советский авангард, биография Весниных, Александр Веснин, Леонид Веснин, Виктор Веснин

Родились братья в Юрьевце, небольшом городке на Волге, где и прошло их детство. Родители с раннего детства развивали в сыновьях интерес к художественному искусству, живописи, архитектуре. Среднее образование все братья получили в Московской практической академии коммерческих наук , закончив который Леонид поступил на архитектурный факультет Петербургской академии художеств, а Александр и Виктор - в Петербургский институт гражданских инженеров, параллельно дополняя получаемое ими образование самостоятельным изучением искусства.

В то время было распространенной практикой прерывать учёбу на некоторое время для получения опыта практической работы, так поступили Александр и Виктор Веснины, в 1904 году прервав своё обучение в институте и занявшись архитектурной работой: они работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях. Некоторые проекты, над которыми в качестве помощников работали братья в то время, были построены в Москве: доходный дом Кузнецова (1910 г.) на Мясницкой выполнен в духе неоклассики; главный почтамт (1911 г.) на Мясницкой - в романско-византийском стиле.

После окончания обучения братья пошли разными путями творческого развития. Виктор и Леонид сразу начали работать в архитектуре, много проектировали, строили, преподавали архитектурное проектирование в МИГИ, в МВТУ, во ВХУТЕМАСе. Веснины работали в это время в неоклассике и в "русском" стиле. В 1913 – 1916 гг. Веснины построили особняк Д. Сироткина в Нижнем Новгороде в стиле палладианства и русского классицизма, в 1916 – 1917 годах - универмаг акционерного общества "Динамо".  Александр же постепенно отошел от проектирования зданий и полностью отдался художественному творчеству. Именно в это время в художественной среде зарождалось новое течение изобразительного искусства – русский авангард.  В архитектурном творчестве братьев был резкий переход от неоклассицизма к конструктивизму, практически без промежуточных этапов, и это связано именно с творческими поисками Александра Веснина, его художественной деятельностью вне архитектуры в ранние послереволюционные годы.

Одной из первых значительных работ А. Веснина как художника было праздничное оформление вместе с В. Весниным Красной площади и Кремля к 1 Мая 1918 года.  Была сооружена деревянная трибуна, обшитая красной материей, она состояла из трех параллелепипедов различных по высоте: самого нижнего, служившего собственно трибуной, низкого среднего и высокого, у подножия трибуны была еще одна невысокая - для гостей. Это было первое сооружение, использовавшее находки Веснина в художественном формообразовании.

Оформление спектакля "Человек, который был четвергом" А. Весниным, театральные декорации советского авангарда, развитие конструктивизма, конструктивистские установкиТакже в этот период А. Веснин создал свои выдающиеся работы как театральный художник. Сначала он работал в Малом театре, попытался применить приемы кубизма при разработке декораций, но не был понят там, поэтому в 1920 году Веснин переходит в Камерный театр, где творческая группа была по взглядам очень близка ему, режиссер А.Таиров стремился максимально полно и новаторски использовать в своих постановках сценическое пространство, призывал вернуться от живописной декорации к макету, дающему возможность вертикального построения спектакля.  В Камерном театре Веснин создал свои выдающиеся декорации и костюмы к спектаклям «Благовещение», «Федра», «Человек, который был Четвергом», в них заметно как доскональное знание эстетики классической архитектуры, так и влияние кубизма, видны первые ростки того подхода, который составит позднее основу стилистики конструктивизма. В частности, в оформлении спектакля «Человек, который был Четвергом» А. Веснин использовал конструктивистскую установку, они получили распространение в московских театрах в 1922-1923 годах и представляли собой отдельное от сцены сооружение, в котором и развивалось действие спектакля. Веснин же создал не просто некое сценическое сооружение, а сложную пространственную архитектурную композицию, ставшую новым словом в развитии советского авангарда, а для самого Александра Веснина – мостиком от авангардной живописи обратно к архитектуре, куда он вернулся уже убежденным конструктивистом.

В 1922 – 1923 годах братья Веснины создают свой знаменитый проект Дворца труда, решенный полностью в стиле конструктивизма и, даже не победив на конкурсе, стал важной вехой в истории архитектуры, поскольку положил начало периоду расцвета авангардизма в архитектуре.

В 1924 году Веснинский проект «Ленинградской правды» приковал к себе всеобщее внимание и был признан одним из самых артистичных проектов архитектуры 20 века. Это было небольшое здание рекламной конторы газеты «Ленинградская правда» в Москве на Страстной площади, под застройку был выделен участок 36 кв.м., на котором архитекторы смогли уместить шестиэтажное здание, включавшее в себя газетный киоск, вестибюль, читальный зал, конторские и редакционные помещения. Одна из характерных черт проекта – синтез архитектуры с техническими элементами городского благоустройства и текстовыми элементами – стала отличительной чертой всего раннего конструктивизма.

Разработанный в 1924 году конкурсный проект ангара для самолета был ярким примером того, как функциональность строения определяет его форму, то есть один из главных принципов конструктивисткого подхода. Ангар представлял собой 10-тонную сборно-разборную конструкцию, состоящую из четырех вертикальных металлических стоек и ряда малых наклонных стоек, растянутых тросами; на этом каркасе крепились брезентовые перекрытия,  стены, раздвижные занавесы. В ангаре могли разместиться 3 самолёта.

Проект братьев Весниных, акционерное общество "Аркос", советская архитектура 1920-х годов, московский конструктивизмЕщё один конкурсный проект братьев Весниных 1924 года получил первую премию – проект московской конторы акционерного общества «Аркос». Здание располагалось на угловом участке, состояло из шести этажей, подземного гаража, ресторана с двухэтажной надстройкой на плоской крыше. Композиция строения была лаконичной, с ярко выраженным железобетонным каркасом и большой площадью остекления. Проект сразу же стал предметом подражания среди московских архитекторов, во многом определив стилистику построек того периода.

В 1925 году Веснины участвовали в конкурсе на проект здания телеграфа. Четырехэтажное здание с железобетонным каркасом, остеклением, выделяющимся кубом с часами, раскрывающейся установкой для световых сообщений на фасаде и мачтой антенны с проводами вобрало в себя те приемы и находки, которые определили веснинский стиль. При этом общий облик зданий, спроектированных братьями в начале 1920-х годов , эволюционировал в сторону большей лаконичности, более уверенного использования железобетонной каркасной конструкции, динамичности и согласованности с окружающей городской средой. Эти тенденции стали общими для всего архитектурного конструктивизма, творческими лидерами которого стали братья Веснины.  А. Веснин стал председателем ОСА (Объединения современных архитекторов)  - творческой организации конструктивистов, созданной в конце 1925 года, его заместители – В.Веснин и М. Гинзбург. Также А. Веснин – редактор журнала «Современная архитектура».

Конструктивизм развивался, привлекая в свои ряды всё больше последователей, фактически он стал лидирующим направлением в архитектуре, начал восприниматься даже как «модное течение». Веснины чувствовали свою ответственность за такое развитие событий и, не желая, чтобы конструктивизм стал закостенелым набором правил, меняли и развивали свои композиционные приемы. Так, особое внимание во второй половине 1920-х годов они уделяли рациональной организации функций здания, композиция здания становилась всё больше подчинена тому, какие функции будет нести то или иное строение. А так как одно здание зачастую включает в себя помещения с различными функциями, Веснины всё чаще обращались к павильонному типу здания – из нескольких отдельных элементов  складывается целое, сложное по форме, но логичное и удобное по внутренней организации.

Один из примеров такого строения - Физический институт в Ташкенте, спроектированный Весниными в 1927 году. Из нескольких связанных между собой различных по высоте корпусов и внутреннего дворика получилась общая сложная композиция, определенная именно функциональностью внутреннего пространства здания. Также принцип павильонного строения использовался архитекторами для проектов, многие из которых были построены в 1928-1932 годах: рабочих клубов в Баку и пригородных поселков нефтяников, гостиницы и санатория в Мацесте, гостиницы в Кисловодске, конкурсных проектов Дома промышленности в Свердловске,  зданий Центросоюза и библиотеки имени В. И. Ленина в Москве.

Универсальный магазин "Мосторг" в Москве, архитекторы Веснины, конструктивизм в фасаде зданий, остекление фасада, принципы конструктивизма в архитектуреВозведенное в 1929 году здание Мосторга в Москве, напротив, отличалось целостной общей композицией, без дополнительных членений и деталей, оно вплотную подошло к идеалу конструктивисткого здания – выразительного, лаконичного и функционального.

Александр Веснин во второй половине 1920-х годов также преподавал на архитектурном факультете Вхутемаса—Вхутеина и обучил целую плеяду замечательных молодых архитекторов - А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова. Веснин говорил своим студентам о том, как важно учитывать функцию здания, однако отмечал, что композиция строения в целом также должна иметь выразительную форму.

Виктор Веснин в 1923—1932 годах также создавал проекты отдельно от братьев, среди них Институт минерального сырья в Москве (1925), Сельскохозяйственный банк в Иваново-Вознесенске (1926),  Днепрогэс (1929) в  соавторстве с  Н. Я. Колли, Г. М. Орловым и С. Г. Андриевским.

В 1930 году проект братьев Весниных получил первый приз конкурса на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове. В театре предполагалось проводить массовые мероприятия, и размещаться в овальном зрительном зале там должно было от четырех до шести тысяч человек,  зрительные места располагались амфитеатром.

В 1931 году началось строительство Дворца культуры Пролетарского района в Москве (ДК ЗИЛ) – одного из самых значительных проектов братьев Весниных. Достроен дворец был в 1937 году, проект осуществлен лишь частично - запланированный большой зрительный зал не был построен, была реализована только Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. В этом проекте было найдено удачное сочетание удобства внутреннего пространства, состоящего из помещений с разным предназначением (буфет, помещения кружков, репетиционный и зрительный залы, зимний сад, обсерватория и другие помещения), и композиционных приемов конструктивизма (объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов, использованы опоры-столбы, удлинённые окна, плоская крыша).

Дворец культуры Пролетарского района в Москве, здание архитекторов Весниных, конструктивизм 1930-х годов, памятники архитектуры, советский авангард фотоВ 1930-е годы в советской архитектуре усилилось влияние представителей неоклассического стиля. Лидеры конструктивизма, в том числе и Веснины, участвовали в дискуссиях по поводу того, насколько наследие классического стиля должно влиять на развитие архитектуры: они не отрицали важность принципов, открытых архитектурой прошедших эпох, но утверждали, что использовать нужно только закономерности создания художественных форм, а не заимствовать сами формы. Противостоящие им неоклассики же использовали весь арсенал классицизма, непосредственно перенося элементы классической архитектуры в свои постройки. Получилось так, что в творческой борьбе победа оказалась на стороне неоклассиков: их принципы более соответствовали тому, чего добивались властители того времени – демонстрации советской роскоши. Работы конструктивистов стали подвергаться критике, многие архитекторы-конструктивисты примкнули к неоклассицистам.

Из-за изменившихся условий Веснины не были столь же востребованы, как раньше, однако и в 1930-1940-х годах они создавали интересные работы, среди которых проекты театра им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933) и  Наркомтяжпрома (1934),  эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934) и нереализованный из-за войны второго дома Совнаркома в Зарядье (1940). После войны Веснины отошли от практической работы.

Вклад братьев Весниных в развитие архитектуры сложно переоценить: они стали они из центральных творческих коллективов, благодаря которым в Советском союзе возникло уникальное новаторское архитектурное течение – конструктивизм.

«Я отношусь положительно к участию художника в производстве, но художник должен заниматься в производстве своим делом – воздействием формы на сознание»

                                                                                                                                                                              А. А. Веснин

Галерея фотографий по теме статьи

Проекты братьев Весниных

Здание пароходного общества "Волга" Декорация к спектаклю «Человек, который был четвергом» в московском Камерном театре (1923) Макет декорации к спектаклю "Федра" Проект Театра массового музыкального действа в Харькове (1930) А. Веснин. Эскиз декорации к "Жемчужине Адальмины" Топелиуса Макет Дворца труда  Дворец культуры Пролетарского района в Москве - ДК ЗИЛ (1931-1937) Конкурсный проект Дворца труда в Москве, фасад здания ( Проект театра им. В. И. Немировича-Данченко (1933) Конкурсный проект московского отделения газеты "Ленинградская правда": фасады, планы (1924) Проект Наркомтяжпрома (1934) Проект ангара для самолета (1924) В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андреевский. Днепровская гидроэлектростанция в Запорожье (1927 — 1932) Конкурсный проект здания телеграфа в Москве (1925)

Дата публикации: 16.03.2014
© Регент Декор