Главная Библиотека Статьи Архитектурные элементы Балясины: история, формы и архитектурная мода

Балясины: история, формы и архитектурная мода

Балясина: история и происхождение термина

Слово «балясина», по всей видимости, пришло в русский язык из греческого (βαλαύστειον – «балаустион»), но изначально этот корень является латинским: в итальянском языке слово balaustra означает «гранатовый цветок».
Почему именно цветок граната дал имя балясине? Посмотрите на бутон на иллюстрации из старой энциклопедии по ботанике справа – и вы сразу увидите самую привычную для нас форму балясины.

цветок граната формой напоминает классическую балясину
Бутон цветка граната формой напоминает классическую балясину.

Самые древние образцы, которые на данный момент были найдены археологами, являются изображениями балясин на барельефах ассирийских дворцов. Судя по изображённому на барельефах, балюстрады являлись ограждениями оконных проёмов и имели капители, похожие на ионические. Таким образом, первые балясины были практически миниатюрными колоннами.

В качестве архитектурного элемента балясины не применялись ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Однако, на сохранившихся римских барельефах можно увидеть столы и стулья с ножками, вырезанными на токарных станках из дерева либо выточенные из камня, в форме установленных друг на друга луковиц либо дисков – обе эти формы впоследствии активно использовались в эпоху Кватроченто.

В архитектуре, для оформления фасадов и парков, балясины начали применяться только в эпоху раннего Ренессанса. В дворца второй половины XV века в Вероне и Венеции балясины применялись для ограждения балконов. Эти балюстрады эпохи Кватроченто, вероятно, по-новому представляли неизвестные нам готические балюстрады, поскольку в них совершался переход от аркатуры (активно применявшейся в готической архитектуре)  к отдельным балясинам-колонкам.

Статуя Донателло: на базе статуи « Юдифь и Олоферн» увидеть один из первых образцов балясин
Статуя Донателло "Юдифь и Олоферн". На базе статуи можно увидеть одни из первых образцов балясин.

Искусствоведы спорят о том, кто же является изобретателем балясины в её современном виде. Наиболее распространённым является мнение об архитекторе Джулиано ди Сангало – он первым применил балясины для оформления балюстрадой террасы и лестниц дворца Медичи в городе Поджио-и-Каяно (около 1480 года). Однако необходимо отметить статую Донателло «Юдифь и Олоферн» (1460), в основании которой были применены точно такие же балясины, как двадцатью годами позже у ди Сангало (см. фото слева). С другой стороны, у Донателло они выполняли декоративную функцию и не являлись архитектурным элементом здания.

Начиная с конца XV века балясины постепенно завоевали популярность у известных архитекторов Возрождения. К примеру, Донато Браманте применил балясины в мартирии Темпьето (1502 г. - см. фото в галерее внизу).

Но действительно широкую популярность и признание в XVI веке балясины как необходимого архитектурного элемента получили благодаря Микеланджело. Балясины, применявшийся до Микеланджело, были симметричными, перетянутыми кольцом посередине (например, на фото статуи Донателло). Микеланджело первым предложил вазообразные балясины. Напоминающие вазообразную балясины были применены в балюстрадной системе вокруг купола храма Santa Maria delle Grazie (ок. 1482 г.). Микеланджело, однако, придал большую выразительность вазообразной балясине, сместив центр тяжести книзу, что полностью соответствовало принципам сформировавшейся ренессансной архитектуры. Триумфом новой формы балясины стало её применение в соборе Святого Петра в Ватикане, а также при оформлении Микеланджело лестниц Капитолийского холма (1546).

Профили балясин: архитектурные стили и мода

Профиль балясины может много сказать об эпохе, когда было построено здание (или сделана мебель – в мебели балясины применяются достаточно широко). Классическая форма балясины Микеланджело (которая есть в каталоге Регент Декор) соответствует не только позднему Ренессансу, её также активно применяли в классицизме. Балясины эпохи маньеризма (после Микеланджело) были несколько более сложными и представляли собой две вазы, поставленные одна на другую. Высокие плечи и яркие ритмичные формы барочных балясин напоминают барочные же, изобилующие декором цветочные вазы. Они резко отличаются от спокойных, сдержанных балясин классицизма – произошёл возврат к балясине Микеланджело, другим источником подражания для балясин выступили греческие амфоры. Интересная форма балясины из дерева, взявшая за основу Соломонову колонну Бернини (см. фото в фотогалерее внизу) активно применялась в Британии и Голландии, но полностью вышла из моды после 1710 гг.

Лестницы Капитолийского холма Микеланджело оформил балюстрадами
Лестницы Капитолийского холма Микеланджело оформил балюстрадами.

Применение деревянных полубалясин для украшения интерьеров началось в Италии в XVI веке, и уже к XVII веку эта мода распространилась в северной Европе.

Вне Европы балясины применялись в империи Великих Моголов после того, как Шах-Джахан, при котором империя Моголов достигла высшего великолепия и могущества, построил дворцы в Агре и Дели в начале XVII века. Эти балясины были покрыты обильным растительным орнаментом, не имевших аналогов в предшествующей Индо-Исламской архитектуре, и стали популярным архитектурным элементом в северной и центральной Индии в XVIII – XIX веках.

С какой частотой необходимо применять балясины в балюстраде? По классическим канонам, минимальное расстояние между двумя балясинами не должно быть меньше длины основания балясины. В остальном, частота балясин оставлена на усмотрение архитектора или хозяина дома – однако, редкое расположение балясин в целях экономии приводит к неэстетичному результату. Балюстрадные системы всего мира заканчиваются колоннами, несущими конструкциями (например, стеной), и балюстрадными тумбами. Пролёты балюстрады не должны быть слишком длинными – иначе балюстрада не будет крепкой. Длина максимального пролёта балюстрады зависит от материала, из которого изготовлена балюстрада (камень, дерево, гипс, полиуретан…) и характеристик конкретных архитектурных элементов.

Регент Декор предлагает балюстрадные системы с балясинами классических форм. Это позволяет архитекторам, работающим с нами, соответствовать современным запросам домовладельцев. Мода на усадебный (неоклассический) стиль подразумевает спокойные архитектурные формы и призван формировать ощущение, что время будет идти, а дом простоит века. Балюстрады образца Микеланджело и других классических форм позволят дополнить этот солидный образ.

Дополнительные иллюстрации к статье о балясинах

"Затейливые балясины" из "Руководства по орнаменту" Франца Мейера, 1898 г. Соломоновы колонны: балдахин Бернини в Соборе Святого Петра Мартирий "Темпьето" Донателло Браманте, из "Четырёх книг об архитектуре" Палладио, 1570 Palazzo degli Conservatori, Капитолийский холм, Рим - проект Микеланджело. Обратите внимание на балюстраду на крыше.

Дата публикации: 30.09.2010
© Регент Декор