Главная Библиотека Статьи Архитекторы Джованни Лоренцо Бернини: гений на службе Ватикану

Джованни Лоренцо Бернини: гений на службе Ватикану

 

Архитектор Джованни Лоренцо Бернини, Giovanni Lorenzo Bernini, архитектура барокко,  портретДжованни Лоренцо Бернини – один из ярчайших представителей направления барокко в архитектуре и скульптуре.  Его творчество отличало сочетание религиозных чувств и человеческих страстей, эстетика его произведений была подчеркнуто театральной, яркой и выразительной. Он был признанным современниками художником, скульптором и архитектором, причем зачастую его произведения включают в себя все проявления его таланта: архитектура дополняется скульптурой, скульптура – приемами из живописи. Бернини в своем творчестве не следует полностью античным принципам построения четкой композиции, как это было свойственно художникам раннего Ренессанса, а привносит свои эффекты: динамизм, пластичность форм, использование окружающего контекста для придания большей выразительности своим произведениям.

Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 в Неаполе в семье известного скульптора Пьетро Бернини, и был седьмым из его 13 детей.  В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V.  Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе.

В 17 лет (в 1615 году) Бернини изготавливает для епископа Сантони его портретный бюст, впоследствии установленный на надгробии епископа. В 20 лет Лоренцо Бернини доверяют выполнить портрет самого папы Павла V.  Папа Григорий XV посвящает его в рыцари.

Для виллы Шипионе Боргезе молодой скульптор изготавливает четыре больших мраморных скульптуры, которые становятся признанными шедеврами, олицетворяющими сам стиль барокко. Одна из них – статуя Давида (1623 - 1624). По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Многие художники эпохи возрождения обращались к этому сюжету, но Давид у них был более статичен, он демонстрировал свою красоту, вызывал восхищение своей силой и благородством, например, в известной статуе Микеланжело. Но Бернини изобразил Давида не как олицетворение совершенного подвига, а как само напряжение этого подвига, в действии во всём его драматизме – это одна из отличительных черт барокко. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622—1625) ,  в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие.

скульптура Давид, скульптор Бернини, стиль барокко, динамизм в мраморной скульптуре    Ещё одним выдающимся творением Бернини становится скульптура также на мифологическую тему – «Похищение Прозерпины» (1621–1622).  "Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск, " – говорил Бернини, и его скульптуры доказывают это. Фигуры Прозерпины и её похитителя, бога Плутона, выполнены с удивительным вниманием к деталям, из-за чего они кажутся почти живыми. Фигура Плутона гораздо крупнее, что подчеркивает его силу и динамику всей сцены похищения.

    Скульптуры Бернини принесли ему признание и расположение высших католических чинов. Папа Урбан VIII сделал его свои придворным скульптором и архитектором, открыв ему блестящие перспективы для будущих работ, многие из которых принесли славу не только самому Бернини, но и стали визитной карточкой Ватикана.

В 1629 году Бернини был назначен главным архитектором этого собора, над которым трудилось не одно поколение выдающихся творцов, среди которых Браманте, Рафаэль, Микеланжело.  Сам собор строился на протяжении полутора веков и стал выдающимся произведением итальянского зодчества, крупнейшей христианской церковью в мире и визитной карточкой католического Рима. Бернини работал над внутренним убранством собора на протяжении многих лет, и его вклад в архитектурный ансамбль собора очень велик. Балдахин Святого Петра  (1624–1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов.  Если оценивать это сооружение формально, то можно увидеть все признаки архитектуры античного классицизма, который являлся идеалом для художников Ренессанса, однако пластичность архитектурных элементов и богатый, блещущий великолепием декор видоизменяют его, делая его ярким образцом стиля барокко.

Кафедра Святого Петра в Соборе Святого Петра, Беринини скульптор католического Рима, фотографии ВатиканаВ центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Эта грандиозная композиция привлекает к себе внимание, выбиваясь из общего ренессансного стиля архитектуры собора, представляя собой яркий образец декоративного оформления в стиле барокко. Кафедра представляет собой огромный,  высотой более 30 метров,  реликварий, в котором  хранятся остатки католической реликвии – деревянного кресла, принадлежавшего апостолу Петру. Содержание продиктовало и форму сооружения: центральная часть в форме трона поддерживается статуями святых,  цоколь из каменных глыб, позолота, фигуры ангелов, и особенно окно и проникающий через него свет, подчеркнутый расходящимися золотыми лучами – всё направлено на то, чтобы подчеркнуть величие и великолепие  идей католицизма.

Недалеко от кафедры находится созданное Бернини надгробие папы Урбана VIII. В центре скульптурной композиции находится бронзовая статуя Урбана, у её подножия – мраморные скульптуры добродетелей. Папа сам заказал свое надгробие, что было необычно. Но, видимо, он хотел убедиться, что после смерти его имя будет воспето самым почитаемым им художником.

Самое значительное произведение Бернини как архитектора –  площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. К храму, ставшему сердцем Ватикана,  с самого времени его постройки приходило много верующих, и было решено построить перед собором большую дворцовую площадь. Воплощение этой идеи доверили Бернини. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра»  - символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками).  Площадь окружена грандиозной колоннадой тосканского ордера, закрывающая окружающие собор постройки и придающая площади торжественный вид. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Овальная форма площади придаёт всей композиции пластичности – с разных точек площадь выглядит по разному, кроме того колоннада создает эффектную перспективу, позволяющую оценить величие собора Святого Петра. В центре площади был оставлен египетский обелиск, простоявший на этом месте со времен античности. В боковых секторах находятся фонтаны.

Королевская лестница – Скала Реджа (1663—1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец –  это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Используя не слишком большое клинообразное пространство, архитектор смог добиться эффекта величественности, используя прием ложной перспективы. Нижние ступени лестницы шире, чем верхние, высота колонн по краям лестницы уменьшается по ходу движения вверх, пространство между колоннами также уменьшается. Таким образом снизу лестница кажется длиннее, чем на самом деле, а фигура папы, появляющегося на верхней площадке, кажется выше и величественней. Театральный эффект, производимый архитектурным решением лестницы, усиливается использованием освещения: расположенные над каждой площадкой лестницы фонари расставляют световые акценты, подчеркивая ритмичность лестничных пролетов.

В 1637 году Бернини предпринял неудачную попытку приукрасить фасад собора Святого Петра: он планировал надстроить по колокольне с каждой стороны фасада. Однако сразу же после возведения в 1641 году первой из башен на фасаде стали появляться трещины, в образовании которых обвинили Бернини и его колокольни. Достоверно неизвестно, действительно ли трещины были из-за надстроек, однако строительные работы сразу же были прекращены, а через некоторое время башни были снесены. Эта неудача весьма негативно повлияла на репутацию Бернини, и на некоторое время его слава главного папского архитектора померкла. Возможно, это также послужило причиной размолвок с папой Иннокентием Х, который в начале своего понтификата отдавал предпочтение соперникам Бернини – скульптору Альгарди и архитектору Борромини. Однако он продолжал работы по оформлению собору Святого Петра, и со временем репутация Бернини восстановилась.

алтарная группа Экстаз Святой Терезы, архитектор и скульптор Бернини, барокко в скульптуре и архитектуре, фотографии

В 1648 папа одобрил проект Фонтана Четырех Рек на площади Навона, он был построен в 1651 году и стал одним из самых знаменитых фонтанов Рима. Вокруг обелиска Бернини разместил статуи речных богов Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы, смотрящих в разные строны – каждый символизирует ту часть света, в которой протекает река и куда обращена статуя. Вода в фонтан поступала из акведука Аква Вирго. Также Бернини принадлежит авторство других великолепных римских фонтанов – Фонтана Тритона и Фонтана пчел.

Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647—1652)  в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Скульптура изображает Святую Терезу Авильскую – монахиню, имевшую огромное влияние на католицизм того времени, она соединила в себе средневековый мистицизм и религиозность. Тереза страдала эпилепсией и была склонна к сумеречным  состояниям сознания, во время молитвы у неё были видения и экстатические состояния, в своих письмах она писала, что в такие моменты ей казалось, что это ангел пронзает её сердце стрелой с огненным острием, и она чувствует одновременно и сильную боль, и величайшее наслаждение. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами, и почти театральными ложами по краям капеллы.

Одной из последних работ в насыщенной творческой биографии Бернини стала скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони», созданная мастером в 1674 году в качестве надгробия. Блаженная Людовика была кононизирована несколькими годами ранее, скульптура из белого мрамора изображает её на ложе в момент религиозного переживания перед смертью.

 

Лоренцо Бернини умер в 1680 году, оставив после себя 11 детей, в том числе и Доменико Бернини, ставшим первым биографом своего знаменитого отца. 

 

Галерея фотографий произведений Лоренцо Бернини

Скульптура «Мученичество Святого Лаврентия» (1614) Портретный бюст Сантони (1615) Статуя Давида (1623 - 1624) «Аполлон и Дафна» (1622—1625) Фонтан Четырех Рек (1651) Надгробие папы Урбана VIII Фонтан Тритона «Похищение Прозерпины» (1621–1622) Фонтан пчел Площадь Святого Петра (1656-1667) «Экстаз святой Терезы» (1647—1652)  «Похищение Прозерпины» (1621–1622) «Экстаз святой Терезы» (1647—1652)  Площадь Святого Петра (1656-1667) «Экстаз святой Терезы» (1647—1652)  Балдахин Святого Петра  (1624–1633) «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674) Площадь Святого Петра - колоннада Балдахин и Кафедра Святого Петра  Площадь Святого Петра - колоннада Королевская лестница – Скала Реджа (1663—1666) Королевская лестница – Скала Реджа (1663—1666) Королевская лестница – Скала Реджа - план лестницы «Экстаз святой Терезы» (1647—1652)

Дата публикации: 29.06.2014
© Регент Декор