Карл Росси: архитектор с имперским размахом
Карл Иванович Росси (1775 – 1849)
Карл Иванович Росси (1775 – 1849) родился в Неаполе и воспитывался в семье танцоров: матери балерины Гертруды Росси и отчима, выдающегося балетного танцора Шарля Ле Пика. Когда ему было 12 лет, Ле Пика пригласили в Россию, и семья переехала в Петербург. Росси учился у архитектора Виченцо Бренны, и уже в подростковом возрасте выполнял роль помощника Бренны в Павловске, Гатчине, Михайловском замке. Из ранних его работ, к сожалению, ничего не сохранилось.
В 27 лет его отправили на два года в Италию для завершения архитектурного образования. Уже в первые годы после возвращения он создал грандиозный проект соединения Дворцовой набережной с Галерной – Росси проектировал перекинуть через каналы такие высокие мосты, чтобы под ними могли проходить суда. Гранитную набережную должны были украшать три ростральные колонны. Задумка Росси была в том, что «сооружение этой набережной своим величием должно оставить позади себя всё то, что создали европейцы нашей эры». Однако, после возвращения из Италии Росси не сразу получил возможность осуществлять свои проекты. Отношения с Александром I налаживались туго: Росси был воспитанником любимого архитектора Павла, а Александр I с трудом принимал людей, так или иначе связанных с Павлом.
Росси назначили архитектором только в 1808 году, в 33 года, да и то не в Петербурге, а в Москве – там в этом время энергично работала «Кремлёвская экспедиция» - учреждение, которое было преемником «Экспедиции кремлёвского строения», организованной ещё под проект Кремлёвского дворца Баженова. Теперь «Кремлёвская экспедиция» занималась не только архитектурным оформлением Кремля, но и общими градостроительными вопросами. Росси принимал в ней участие и по его проектам строили – но до сих пор так и не установлено, что конкретно. С 1809 года в Твери Росси перестраивал для сестры Александра I, Екатерины Павловны, бывший дом митрополита, построенной бригадой Никитина, в которую входил Казаков. Росси благоустраивал городской ансамбль Твери и проектировал ряд городских ансамблей. И эта работа наконец-то выдвинула Росси в ряды первых архитекторов: в 1816 году он стал придворным архитектором Александра I. К 20-м годам, после заключения победоносного мира, снова развернулось дворцовое строительство, и Росси начал свою деятельность с дворцов для членов царской семьи.
Дворцовая площадь и Главный штаб
В 1818 году он получил заказ на переделку дворца на Елагином острове – во внутренней отделке всё, вплоть до мебели и узора обивки, было выполнено по его рисункам. Михайловский дворец Росси построил в 1819 – 1823 годах для брата императора, Михаила Петровича (сейчас – здание Русского музея). Это здание, с одной стороны, по плану и фасаду является типичной усадьбой, с другой стороны – является частью городского ансамбля. Окружающие здания, хотя и принадлежащие частным лицам, он спланировал так, чтобы своими фасадами они соответствовали дворцу, напротив Михайловского дворца он проложил новую улицу (Михайловскую), с западной и южной сторон – Инженерную улицу и продолжение Садовой, связывающие центр города с Марсовым полем и Литейным проспектом. Таким образом, Росси решал задачи не только художественные, а практические, для развития инфраструктуры расширяющегося города.
Следующей крупнейшей задачей было оформление Дворцовой площади: в 1819 – 1829 годах Росси превратил её в одну из красивейших площадей мира. Если в XVIII веке с царским дворцом соседствовали дома крупнейших вельмож, то теперь они уступили место правительственным учреждениям: Росси возвёл на площади Главный штаб, министерства иностранных дел и финансов. Он продолжил дугу существующих домов по параболе и перекинул двойную арку через Морскую (улицу Гоголя) – для маскировки того факта, что Морская подходит к площади под углом. Усилиями Росси площадь стала целостной. Грандиозный фасад Дворцовой площади выполнен в неоклассической простоте – это позволило сохранить главенствующее значение за Зимним дворцом авторства Растрелли. Дворцовая площадь – одна из крупнейших в мире: по длине она равна трёмстам сорока метрам. Вертикальным дополнением площади стала грандиозная (47,5 м) монолитная колонна из гранита в честь Александра I, поставленная в 1834 году.
Александрийский театр
Следующей ансамблевой работой Росси стал Александринский театр (1827 – 1832): здесь ему пришлось перепланировать целый городской район, занятый до того усадьбами. Проект театра дал повод архитектору упорядочить движение в большом районе, примыкающем к центру города. Здание театра выполняло роль ориентира для всех новых магистралей и оказалось связанным со всем ансамблем. Для здания театра характерен контраст между строгими архитектурными формами и сочным декоративным убранством. На гладких стенах здания широко использованы акценты лепного декора: фриз из театральных масок, барельефы на аттике, много скульптуры и квадрига. Здание театра – самая пышная из построек Росси.
Блестящая победа Росси как архитектора в работе над Александринским театром не только не принесла ему благодарности императорского двора, а, напротив, закончилась крушением всей его карьеры. Недовольство и интриги Инженерного департамента, вмешательство Николая I в ход строительных работ, тяжёлая и неприятная атмосфера вынудила Росси подать в отставку в 1832 году. Прожив после этого ещё семнадцать лет, Росси уже ничего больше не строил – единственной постройкой, которую он спроектировал в 1841 году (в возрасте 66 лет), стала колокольня Юрьева монастыря рядом с Великим Новгородом. Между тем, даже после отставки Росси продолжалось и завершилось строительство зданий Сената и Синода по проекту Росси 1829 года.
Творчество Росси оборвалось в самом зените его расцвета. Отстранённый от государственного строительства, он даже не подумал обратиться к частным заказам: привыкший строить дворцы и перепланировать районы и города, Росси не видел для себя другого приложения. Его судьба перекликается с судьбой Баженова, творчество которого также было прервано конфликтом с властью.
Для написания статьи были использованы материалы с сайта www.wikipedia.org и научные труды Н.Н. Коваленской.
Дата публикации: 15.10.2011