Главная Библиотека Статьи Архитекторы Андреа Палладио: человек - архитектурная эпоха

Андреа Палладио: человек - архитектурная эпоха

Андреа Палладио - портретАндреа ди Пьетро, архитектор, известный всему миру как Андреа Палладио,  родился 30 ноября 1508 года в Падуе; однако вскоре семья переехала в Виченцу – город, с которым связана практически полностью творческая деятельность великого архитектора. В своей первой книге об архитектуре, опубликованной в Венеции в 1570 году, Палладио пишет: «Я с юных лет получал великое наслаждение от всего, что касалось архитектуры», - возможно, именно поэтому он уже в 13 лет приходит в ведущую в городе мастерскую каменщиков, где работает помощником мастера, а в 23 года совершает поездки в Рим, Верону, Сплит и Ним, где изучает античную архитектуру, производит обмеры зданий и памятников. Отправиться в такое путешествие ему посоветовал знаменитый гуманист Джанджорджо Триссино, который был его покровителем и первым заказчиком. Именно по совету Триссино Андреа ди Пьетро берет псевдоним Палладио: по одной из версий, в честь греческой богини Афины Паллады.
 

Базилика ПалладиоИз Рима Палладио привез любовь к колоннам и пилястрам (полуколоннам), а по примеру античных храмов стал украшать фасады церквей и загородных вилл фронтонами. Самостоятельные проекты появились у Палладио достаточно поздно – архитектору было уже больше тридцати лет. Первый заказ он получил, выиграв конкурс в Виченце, - требовалась реконструкция общественного здания, построенного столетием раньше. Вокруг уже существовавшего дворца Палладио построил галерею, и по примеру древних римлян назвал это сооружение базиликой. Во времена Палладио там находился городской суд, а в галерее располагались торговые ряды, которые можно найти там и сегодня.
 

Палладио - палаццо КьерикаттиПосле этой работы архитектор стал известен, появились заказы. В основном это были знатные люди города, которые желали построить себе особняки – палаццо и виллы. Всем постройкам Палладио свойственна тщательная продуманность: палаццо (городской дом) должен вписаться в уже существующий облик улицы, поэтому необходимо уделить большое внимание главному фасаду, выходящему на улицу. Загородная вилла расположена на природе, среди пейзажа, открытого со всех сторон, поэтому все фасады и все постройки находятся на виду. Вилла «Ротонда» (1552) – яркий пример работы Палладио. Здесь впервые архитектор украсил колонными портиками с фронтонами каждый фасад, в отличие от античных строителей, которые пристраивали портик только к главному фасаду. На примере этой виллы можно видеть, как Палладио переносил классические детали храмовой и замковой архитектуры на обычные жилые дома: ротонду, высокий цоколь, портики и фронтоны. Эти формы придали зданию особое величие и благородство, подчеркнувшие статус знатных владельцев.

Палладио вилла Ротонда«В каждой постройке должны быть соблюдены… три вещи,  без которых ни одно здание не может заслужить одобрение: это польза, или удобство, долговечность и красота», - писал Палладио. Здания, спроектированные и построенные Палладио, до сих пор используются жителями Виченцы, которые бережно относятся к ним, реставрируют и гордятся творениями своего великого соотечественника. Эти постройки и сейчас удивляют тем, насколько продуманны их планы, как хорошо они приспособлены под нужды владельцев. И, конечно же, все эти прекрасные строения поражают своей красотой: ведь для архитектора это один из важнейших моментов.

Палладио - вилла КорнароДля произведений Палладио характерно стремление к соразмерности и симметрии, определяющих план здания и облик фасадов, что придает зданию законченность. Даже служебные постройки не обойдены вниманием и составляют единый гармоничный ансамбль с основным зданием, например, галереи виллы графов де Тиени, оформленные как парадные колоннады.

На примере своих построек, сочетающих одновременно простоту, изящество и удобство, Палладио показал, как достижения античной архитектуры могут быть творчески переработаны с учетом современных потребностей. Свой опыт Палладио изложил в трактате «Четыре книги по архитектуре», считая это делом,  «достойным человека, предназначенного жить не только для себя, но и для пользы других». Палладио - вилла БадоерПалладио сделал язык классической архитектуры универсальным и общедоступным, что отразилось в работах его многочисленных последователей, объединившихся в направление европейской архитектуры XVII-XVIII вв., получившее название палладианства.

Шло время, принося с собой новые стили, технологии и взгляды на архитектуру, но вклад Палладио не померк, оказывая несомненное влияние и на современную архитектуру. Теория Палладио дает ключ к видению гармонии и несовершенства, позволяя создавать лучшее и исправлять недостатки.

Палладио в Венеции


Дата публикации: 24.09.2009
© Регент Декор